Так случилось, что в первой истории про текстовые редакторы для среды KDE и в аппендиксе к ней неожиданно (для меня самого) описывался почти исключительно KWrite, к которому серьёзные люди никогда не относились серьёзно: его полагали шанцевым струментом для представителей слабосильной команды, чьи сочинительские амбиции сводятся сводятся к мелкой правке простеньких конфигов.
Полагая себя серьёзным, я долгое время разделял эту точку зрения. Однако с год назад, послн более чем двадцатилетнего перерыва, я опять взялся за KWrite — чисто для того, чтобы написать о нём несколько слов в запланированной книжке «Linux для применителя», наброски к коей (том числе и этот), помеченые одноимённым тегом, я по мере сил сочиняю.
И оказалось, что я в своём пренебрежении KWrite’ом был не прав: в нём имеют практически все функции современных редаторов любого класса, как простых, то есть однодокументных (SDI), так и продвинутых. А недавно появление в нём многодокументного интерфейса (MDI) вплотную приблизило KWrite к классу редакторов «авантажных».
Однако, увы — но таковым KWrite не является: он отлично подходит для создания и редактирования, скажем, одиночых нарративных текстов любого содержания и разумного объёма (первые сотни тысяч символов), не струтрованных или с простой иерархией. Но это — не лучший инструмент для работы с большими (многие сотни и даже тысячи килобайт), сложно структуриванными материалами или их взаимосвязанными циклами. Это — вахта редакторов «авантажных»: на это высокое звание претендует Kate. И именно к нему неизбежно приходит применитель, нуждающийся в мощных средствах работы со сложными текстами.
А средства «авантажного» редактора, вытекающие из самой природы мультидокументного интерфейса, должны включать в себя реализацию MDI, то есть
- во-первых, управления файлами на уровне файлового менеджера, пусть не вполне универсального, но с достаточным для наших целей функционалом;
- во-вторых, создания и модификации проектов из серии тематически связанных файлов;
- в-третьих, структуризации материала, хотя бы в полуавтоматическом режиме.
Коль скоро речь у нас идёт только о нарративных текстах (будучи ни разу не программстом, о текстах исходных я говорить не хочу, да и не могу), имеется ввиду вставка элементов разметки HTML, Markdown, TeX и тому подобных «разметочных» языков (я нынче имею дело только с первыми).
Вставка элементов разметки может осуществляться либо с помощью сниппетов, либо макросами — лучше и теми, и другими. Если, конечно, не брать простановку тегов, скажем, HTML вручную, как это делалось встарь — но мы ведь живём в XXI веке нашейpar excelltnce. Сможет ли ему соответствовать Kate, способен ли? Как известно, каждый инструмент способен на многое, но не про каждый знают, на что он способен. И ответ на этот вопрос мы надеемся получить в следующей Истории.