Текстовый редактор Kate. Главный вопрос авантажности: управление сеансами

Содержание
  1. Вступление
  2. Что нужно сочинителю
  3. Не проекты, а сеансы
  4. Создание сеанса
  5. Управление сеансами
  6. Заключение
  7. Post Scriptum

Субверсия 2, дополненная
Главное, что отличает авантажный редактор от обычного, сколь бы последний не был бы богат возможностями? Это — способ объединить серию текстов в некую логическую совокупность их, обычно называемую проектом.

Вступление

Считается, что проекты необходимы в первую очередь программистам: они волшебным образом превращают, например, набор файлов исходников в исходный текст законченной программы. И потому это — непременный атрибут любой IDE.

Однако проекты могут использоваться и в сугубо мирных, то есть далёких от программирования, целях. Рискну предположить, что на свете не программистов несколько больше, чем программистов. И потому число сфер применения текстовых редакторов с поддержкой проектов (то есть авантажных), я не риску даже оценить.

Так, какой-либо из них необходим текстовому редактору, используемому сочинителю текстов не исходных, а нарративных. Например, писателям-беллетристам. Некогда Сергей Довлатов на вопрос, «что, все журналисты мечтают написать роман?», ответил, соврав отрицательно. А как ещё, не мечтая, его написать, иначе чем собрать сотни (а то и тысячи) своих сетевых и бумажных публикаций?

Бывают и более сложные случаи. Например, научному сотруднику также необходимо собрать из своих журнальных статей, дополнив их новыми материалами, единую диссертацию или монографию. Возникает и обратная задача: сдав в печать монографию (а мы знаем, что находиться в этом состоянии она может весьма долго), необходимо срочно сдать в журнал не опубликованные раньше её фрагменты, для подтверждения приоритета, например.

Да мало ли задач, для которых более простых редакторов, вроде KWrite, Ted’а или Gedit’а? Предвижу ехидное предложение — использовать что-то очень-очень офисное, вроде LibreOffice Writer’а, якобы для работы с текстами и предназначенное. Предложение позорное и преступное, и принять его может только тот, кто хочет быть сам себе злобным поделием старого шарманщика. Впрочем, я на эту тему столько писал, что даже надоело…

Что нужно сочинителю

Тем более как раз в это время на сцену выходит группа… нет, не в полосатых купальниках, а в белых фраках: группа авантажных текстовых редакторов, иначе часто называемых «лёгкими» IDE. Которые, подобно IDE «всамделишним», в обязательном порядке поддерживают работу с проектами, но, в отличие от последних, не так отягощены чисто программистскими прибамбасами.

То есть авантажные текстовые редакторы — то, что нужно постсоветскому сочинителю нарративных текстов. То есть, одному из тех, кого программисты снисходительно называют «простыми пользователями». Правда, как говорил Федор Симеонович Киврин, «Это д-дубли у нас простые!..» Но, по словам героя той же повести, «Это д-дубли у нас простые!..» Но, по словам героя той же повести, «Программисты — народ дефицитный, избаловались».

Так что простим им «стирание грани» между «простыми дублями» и профессиональными литераторами, научным сотрудниками etc. И плпробуем определить, достаточно ли авантажен наш Kate по части проектов…

Не проекты, а сеансы

С первого взгляда впечатления по части проектов обескураживают. Слово такое есть — во-первых, в настройке модулей есть такой боксик, Проекты

Рис. 27. Включение модуля strong>Проекты

Подпись к нему гласит, что это Интеграция с Git и другими системами управления кодом. Меня охватывают смутные подозрения, обо ни код,ни управление им, ни Git мне и на фиг не сдались. Но, тем не менее, ставлю в боксике «птицу».

После чего аж в самом главном меню появляется пункт Проекты, который включает следующее:

Рис. 28. Меню Проекты

Как можно видеть, ни один из пунктов меню второго уровня не активизирован. Разве что в левой боковой панели появилось две новые кнопки — Проекты и Git. Впрочем, панели, в которые эти кнопки разворачивались, были абсолютно пусты, и на стандартную палочку-выручалочку (то есть ПКМ) не реагировали.

Что с этим делать дальше — было не понятно. То есть, конечно, понятно — лезть в сеть, искать, что делать, и читать, кто виноват. Но стоило ли? Ведь, как я уже говорил, Git в тот момент мне был не нужен, и не было уверенности, что понадобится в обозримом будущем (если понадобится вообще). Кроме того, моё смутное подозрение, что проекты в Kate — это не то, к чему я привык в Geany и Komodo Edit, переросло в полную уверенность.

Пока я размышлял над первым (или всё-таки вторым?) из вечных русских вопросов, взгляд мой задержался на пункте Сеанс. А открыв его, я понял: это ОН:

Рис. 29. Меню Сеанс

И это действительно был ОН — проект, замаскировавшийся под сеанс. Поддержка последних — базовая функция Kate, и потому не требует подключения каких-то модулей. Так что с сеансам можно начинать работать сразу.

Создание сеанса

Работа с сеансом в данном случае действительно начинается с «чистого листа»: существующих сеансов (пока) нет, поэтому можно только создать новый сеанс. Ранее открытые «внесеансные» файлы при этом будут закрыты.

Так что первое, что теперь требуется — это открыть файлы, которые войдут в сеанс. Разумеется, все знают, как это делается. Напомню только, что файлы можно можно открывать, перетаскивая их имена из панели файловой систем, В том числе сразу серию: ограничений на число файлов в сеансе вроде бы нет (кроме здравого смысла, конечно). После этого открытой серии файлов остаётся только дать имя — и всё: сеанс готов.

Что бы добавить файл(ы) в сеанс — достаточно открыть файло в текущем сеансе, и сеанс этот сохранить заново. Причём добавляемое файо может находиться где угодно: в сеансах Kate: в отличие от проектов, скажем, Geany, здесь нет понятия исходного каталога; и, соответственно, не создаются «полу-левые» файлы проекта.

Поэтому и удаление файлов из состава сеанса делается просто — файл, входящий в состав проекта, закрывается, а сеанс перезаписывается (пункт Сохранить сеанс из меню, см. рис. 29). Разумеется, изменённый проект можно и сохранить под другим именем (пункт Сохранить сеанс как).

Управление сеансами

Действия по Управлению сеансами зависят от объекта — например, текущий проект не подлежит удалению:

Рис. 30. Управление сеансами

Но с любым другим — это сделать легко:

Рис. 31. Удаление проекта

Впрочем, удалённый проект продолжает виртуально существовать в Файловой системе Kate. Он помечается там специальной загогулиной и может быть восстановлен:

Рис. 32. Вертанье взад

Окончательная гибель постигает его после выхода из текущего проекта.

Заключение

Таким образом, сеансы Kate, не смотря на другое название и несколько иное поведение, являются аналогами проектов из таких редакторов, как Geany и Komodo Edit. Следовательно, все они могут быть с полным право включены в славную семью редакторов авантажных.

Функционал этих редакторов в целом идентичен, хотя иногда и проявляется на разному. В таких случаях обычно задумчиво говорят, что они имеют свои достоинства и недостатки. Что в общем неверно: просто они имеют некоторые особенности, которые в разных ситуациях быть или достоинствами, или недостатками. Но обычно — просто казаться таковыми.

Так, в Geany есть фишка Навигация по спискам символов — в Kate мне её очень часто не хватает, и это минус последнего. Но её отсутствие заставляет меня больше думать о структуре материала до его сочинения, а не после. «И, безусловно, это плюс»

В Kate для меня очень важна такая фишка, как транспозиция символов — комбинация клавиш Control+T, существующая там по умолчанию, позволяет быстро исправлять самую частую (у меня — и подозреваю, не телько) ошибку набора: обратный порядок букв в слове. Например, сиправление вместо исправления. В Geany я такой фишки так и не нашёл, в Komodo Edit она закопана достаточно глубоко в настройках. Значит, не для всех эта фишка — такой безусловный плюс, как для меня (и многих моих товарищей). Хотя для кого она может сработать в минус — не представляю. Разве что для желающих искоренить данную ошибку? Но увы: на исходе седьмого десятка — это немного поздновато…

И последняя из убойных (для меня) фишек Kate, хотя это особенность не редактора, а всех, насколько знаю, KDE-приложений: здесь очищение «мышиного» буфера памяти происходит не при смене позиции курсора, как в Gtk based, а при вытеснении содержимым нового выделения мышью. Что, кстати, работает и в Kate, установленном в Gtk-окружении. И в том, и в другом случае это (повторяю, для меня) безусловный плюс: средней кнопкой мыши, осуществляющей вставку из «мышиного» буфера, (почти) всегда нынче работает колёсико, а оно имеет обыкновение вращаться и вставлять «не туда» ©Басни Эзопа. Вот, только что прибег к этой фишке, забыв отбить пробелами место вставки…

А с другой стороны, от этой фишки можно и отказаться — в настройках Kate. Конкретно где и как — не помню, потому как, обнаружив такую возможность, больше никогда ей не пользовался. Но факт наличия её присутствия свидетельствует, что кому-то это нужно не меньше, чем зажигание звёзд…

На этом я заканчиваю с вопросом авантажности Kate. Но к настройкам некоторых базовых функций (которые кажутся мне не совсем тривиальными) ещё вернусь. Но после тайм-аута: последнее время я почти не уделял внимания другим рубрикам сайта, и они меня заждались.

Post Scriptum

Русская народная мудрость гласит:

Если хочешь поработать — ляг, поспи и всё пройдёт

Со мной почему-то случилось наоборот: не то, что мне уж так хотелось, поработать, но очень хотелось закончить данный материал (промежуточный итог цикла про Kate), и перейти к другим. А потому не спалось, хотя спать хотелось отчаянно: но финал, который мне понравился бы, никак не получался. И тогда я вспомнил дргую версию этой пословицы:

Если хочешь поработать — выпей водки и пройдёт

Так и поступил: разместил материал as is, в расчёте доковать когда-нибудь (в светлом будущем, в отдалённой перспективе), выпил водки под названием «Горный мёд» (башкирский, хороший), под подходящую закусь — и спать завалился часа на три. А как проснулся —

сочинилось как-то так, само собою

и последний раздел, заключение, и даже Post Scriptum. На чём сердце моё и успокоилось.

Автор: alv

Про себя напишу потом

Добавить комментарий