Содержание
Субверсия 2, дополненная
Главное, что отличает авантажный редактор от обычного, сколь бы последний не был бы богат возможностями? Это — способ объединить серию текстов в некую логическую совокупность их, обычно называемую проектом.
Вступление
Считается, что проекты необходимы в первую очередь программистам: они волшебным образом превращают, например, набор файлов исходников в исходный текст законченной программы. И потому это — непременный атрибут любой IDE.
Однако проекты могут использоваться и в сугубо мирных, то есть далёких от программирования, целях. Рискну предположить, что на свете не программистов несколько больше, чем программистов. И потому число сфер применения текстовых редакторов с поддержкой проектов (то есть авантажных), я не риску даже оценить.
Так, какой-либо из них необходим текстовому редактору, используемому сочинителю текстов не исходных, а нарративных. Например, писателям-беллетристам. Некогда Сергей Довлатов на вопрос, «что, все журналисты мечтают написать роман?», ответил, соврав отрицательно. А как ещё, не мечтая, его написать, иначе чем собрать сотни (а то и тысячи) своих сетевых и бумажных публикаций?
Бывают и более сложные случаи. Например, научному сотруднику также необходимо собрать из своих журнальных статей, дополнив их новыми материалами, единую диссертацию или монографию. Возникает и обратная задача: сдав в печать монографию (а мы знаем, что находиться в этом состоянии она может весьма долго), необходимо срочно сдать в журнал не опубликованные раньше её фрагменты, для подтверждения приоритета, например.
Да мало ли задач, для которых более простых редакторов, вроде KWrite, Ted’а или Gedit’а? Предвижу ехидное предложение — использовать что-то очень-очень офисное, вроде LibreOffice Writer’а, якобы для работы с текстами и предназначенное. Предложение позорное и преступное, и принять его может только тот, кто хочет быть сам себе злобным поделием старого шарманщика. Впрочем, я на эту тему столько писал, что даже надоело…
Что нужно сочинителю
Тем более как раз в это время на сцену выходит группа… нет, не в полосатых купальниках, а в белых фраках: группа авантажных текстовых редакторов, иначе часто называемых «лёгкими» IDE. Которые, подобно IDE «всамделишним», в обязательном порядке поддерживают работу с проектами, но, в отличие от последних, не так отягощены чисто программистскими прибамбасами.
То есть авантажные текстовые редакторы — то, что нужно постсоветскому сочинителю нарративных текстов. То есть, одному из тех, кого программисты снисходительно называют «простыми пользователями». Правда, как говорил Федор Симеонович Киврин, «Это д-дубли у нас простые!..» Но, по словам героя той же повести, «Это д-дубли у нас простые!..» Но, по словам героя той же повести, «Программисты — народ дефицитный, избаловались».
Так что простим им «стирание грани» между «простыми дублями» и профессиональными литераторами, научным сотрудниками etc. И плпробуем определить, достаточно ли авантажен наш Kate по части проектов…
Не проекты, а сеансы
С первого взгляда впечатления по части проектов обескураживают. Слово такое есть — во-первых, в настройке модулей есть такой боксик, Проекты
Подпись к нему гласит, что это Интеграция с Git и другими системами управления кодом. Меня охватывают смутные подозрения, обо ни код,ни управление им, ни Git мне и на фиг не сдались. Но, тем не менее, ставлю в боксике «птицу».
После чего аж в самом главном меню появляется пункт Проекты, который включает следующее:
Как можно видеть, ни один из пунктов меню второго уровня не активизирован. Разве что в левой боковой панели появилось две новые кнопки — Проекты и Git. Впрочем, панели, в которые эти кнопки разворачивались, были абсолютно пусты, и на стандартную палочку-выручалочку (то есть ПКМ) не реагировали.
Что с этим делать дальше — было не понятно. То есть, конечно, понятно — лезть в сеть, искать, что делать, и читать, кто виноват. Но стоило ли? Ведь, как я уже говорил, Git в тот момент мне был не нужен, и не было уверенности, что понадобится в обозримом будущем (если понадобится вообще). Кроме того, моё смутное подозрение, что проекты в Kate — это не то, к чему я привык в Geany и Komodo Edit, переросло в полную уверенность.
Пока я размышлял над первым (или всё-таки вторым?) из вечных русских вопросов, взгляд мой задержался на пункте Сеанс. А открыв его, я понял: это ОН:
И это действительно был ОН — проект, замаскировавшийся под сеанс. Поддержка последних — базовая функция Kate, и потому не требует подключения каких-то модулей. Так что с сеансам можно начинать работать сразу.
Создание сеанса
Работа с сеансом в данном случае действительно начинается с «чистого листа»: существующих сеансов (пока) нет, поэтому можно только создать новый сеанс. Ранее открытые «внесеансные» файлы при этом будут закрыты.
Так что первое, что теперь требуется — это открыть файлы, которые войдут в сеанс. Разумеется, все знают, как это делается. Напомню только, что файлы можно можно открывать, перетаскивая их имена из панели файловой систем, В том числе сразу серию: ограничений на число файлов в сеансе вроде бы нет (кроме здравого смысла, конечно). После этого открытой серии файлов остаётся только дать имя — и всё: сеанс готов.
Что бы добавить файл(ы) в сеанс — достаточно открыть файло в текущем сеансе, и сеанс этот сохранить заново. Причём добавляемое файо может находиться где угодно: в сеансах Kate: в отличие от проектов, скажем, Geany, здесь нет понятия исходного каталога; и, соответственно, не создаются «полу-левые» файлы проекта.
Поэтому и удаление файлов из состава сеанса делается просто — файл, входящий в состав проекта, закрывается, а сеанс перезаписывается (пункт Сохранить сеанс из меню, см. рис. 29). Разумеется, изменённый проект можно и сохранить под другим именем (пункт Сохранить сеанс как).
Управление сеансами
Действия по Управлению сеансами зависят от объекта — например, текущий проект не подлежит удалению:
Но с любым другим — это сделать легко:
Впрочем, удалённый проект продолжает виртуально существовать в Файловой системе Kate. Он помечается там специальной загогулиной и может быть восстановлен:
Окончательная гибель постигает его после выхода из текущего проекта.
Заключение
Таким образом, сеансы Kate, не смотря на другое название и несколько иное поведение, являются аналогами проектов из таких редакторов, как Geany и Komodo Edit. Следовательно, все они могут быть с полным право включены в славную семью редакторов авантажных.
Функционал этих редакторов в целом идентичен, хотя иногда и проявляется на разному. В таких случаях обычно задумчиво говорят, что они имеют свои достоинства и недостатки. Что в общем неверно: просто они имеют некоторые особенности, которые в разных ситуациях быть или достоинствами, или недостатками. Но обычно — просто казаться таковыми.
Так, в Geany есть фишка Навигация по спискам символов — в Kate мне её очень часто не хватает, и это минус последнего. Но её отсутствие заставляет меня больше думать о структуре материала до его сочинения, а не после. «И, безусловно, это плюс»
В Kate для меня очень важна такая фишка, как транспозиция символов — комбинация клавиш Control+T, существующая там по умолчанию, позволяет быстро исправлять самую частую (у меня — и подозреваю, не телько) ошибку набора: обратный порядок букв в слове. Например, сиправление вместо исправления. В Geany я такой фишки так и не нашёл, в Komodo Edit она закопана достаточно глубоко в настройках. Значит, не для всех эта фишка — такой безусловный плюс, как для меня (и многих моих товарищей). Хотя для кого она может сработать в минус — не представляю. Разве что для желающих искоренить данную ошибку? Но увы: на исходе седьмого десятка — это немного поздновато…
И последняя из убойных (для меня) фишек Kate, хотя это особенность не редактора, а всех, насколько знаю, KDE-приложений: здесь очищение «мышиного» буфера памяти происходит не при смене позиции курсора, как в Gtk based, а при вытеснении содержимым нового выделения мышью. Что, кстати, работает и в Kate, установленном в Gtk-окружении. И в том, и в другом случае это (повторяю, для меня) безусловный плюс: средней кнопкой мыши, осуществляющей вставку из «мышиного» буфера, (почти) всегда нынче работает колёсико, а оно имеет обыкновение вращаться и вставлять «не туда» ©Басни Эзопа. Вот, только что прибег к этой фишке, забыв отбить пробелами место вставки…
А с другой стороны, от этой фишки можно и отказаться — в настройках Kate. Конкретно где и как — не помню, потому как, обнаружив такую возможность, больше никогда ей не пользовался. Но факт наличия её присутствия свидетельствует, что кому-то это нужно не меньше, чем зажигание звёзд…
На этом я заканчиваю с вопросом авантажности Kate. Но к настройкам некоторых базовых функций (которые кажутся мне не совсем тривиальными) ещё вернусь. Но после тайм-аута: последнее время я почти не уделял внимания другим рубрикам сайта, и они меня заждались.
Post Scriptum
Русская народная мудрость гласит:
Если хочешь поработать — ляг, поспи и всё пройдёт
Со мной почему-то случилось наоборот: не то, что мне уж так хотелось, поработать, но очень хотелось закончить данный материал (промежуточный итог цикла про Kate), и перейти к другим. А потому не спалось, хотя спать хотелось отчаянно: но финал, который мне понравился бы, никак не получался. И тогда я вспомнил дргую версию этой пословицы:
Если хочешь поработать — выпей водки и пройдёт
Так и поступил: разместил материал as is, в расчёте доковать когда-нибудь (в светлом будущем, в отдалённой перспективе), выпил водки под названием «Горный мёд» (башкирский, хороший), под подходящую закусь — и спать завалился часа на три. А как проснулся —
сочинилось как-то так, само собою
и последний раздел, заключение, и даже Post Scriptum. На чём сердце моё и успокоилось.