Итак, что такое авантажные текстовые редакторы, мы только что установили. Остаётся дать список редакторов, которые можно отнести к этому классу — дабы потом определить соответствие Kate общему уровню. Оговорюсь сразу, что всё далее сказанное — это не более чем моё личное мнение.
Авантажные редакторы часто называют лёгкими IDE (Integrated Development Environment), поскольку большая часть их «продвинутых» функций предназначена программистами для программистов. Однако кое-что можно использовать и мирных целях — для работы не с исходными текстами программ, а просто с текстами. Конечно, все чисто программерские штучки, типа поддержки бессчётного числа языков программирования, при этом окажутся излишними.
Но что поделать, нет в мире совершенства: программисты почему-то не пишут, скажем, романов или научных монографий, и не переводят ни тех, ни других. А литераторы, переводчики и научные работники, как правило, не сочиняют исходных текстов программ. Хотя и в той, и в другой сфере бывают исключения, редкие, но яркие…
Однако одна из чисто программерских, казалось бы, штучек, не просто может, но обязана быть прикручена к сочинительскому редактору. Это — поддержка языков разметки. Ибо каждый, кто занимался сочинительством профессионально (то есть не только творческого самовыражения ради, но и хлеба насущного снискания для) знает, что в наше время автору мало быть просто создателем своих нетленных произведений, но и в большей или меньшей степени их издателем. Иначе говоря, заниматься их редакционной (само)подготовкой. И тут без разметки не обойтись — так что её нужно присоединить к обязательным требованиям авантажности…
В общем, рассуждать на эту тему можно было бы долго — например, отвечать на вопрос: почему редактор, а не текстовый процессор? На что, впрочем, ответить можно коротко: я об этом писал много, последний раз здесь, и с тех пор мнения своего не изменил.
Так что «кратко резюмирую сегодняшний базар»:
- если из числа авантажных редакторов исключить редакторы SDI, вроде Mousepad’а или Leafepad’а,
- если с негодованием отвергнуть претензии недо-авантажников типа Gedit’а и Xed’а из комплекта Xapps,
- если не пудрить себе голову футуристическими реакторами на базе Atom’а (недавно давшего упаковочку), навроде Microsoft Visual Studio Code (VS Code) и Pulsar’у,
- то обещанный список авантажных редакторов сведётся к двум позициям.
Каким — сейчас скажу. Но сначала — пару слов о причинах моего невосторженного, мягко говоря, отношения к Atom’у сотоварищи.
С момента появления Atom’а и вскоре последовавшего за ним VS Code оба эти редактора вызывали просто восторг среди моих знакомых-программистов. Но — как редактор кода, где, видимо, восторг этот был оправдан. Мне же, для нарративных текстов, Atom и VS Code показались малопригодными. Не помню, написал ли я тогда про них — видимо, нет: не очень люблю писать о том, что активно не понравится. Так что читателю придётся поверить мне на слово: не много найдётся редакторов, менее пригодных для того, чтобы мирно сидеть, никого не трогать, примус починять книжки сочинять. А также статьи…
Сходное отношение возникло у меня после знакомства с редактором Sublime Text. Он тоже пользуется большой популярностью среди программистов — и, вероятно, популярностью заслуженной. Так, он стал чем-то вроде внутреннего стандарта в команде разработчиков дистрибутива Linux Mint и интегрированной среды Cinnamon (а эти ребята дерьма среди своего рабочего инструментария не держат).
Но это, повторяю, касается Sublime Text’а как редактора кода. Моя попытка применить его к работе с нарративными текстами успехом не увенчалась: я не обнаружил в нём никаких особенностей, которые оправдывали бы его проприетарность и непривычный интерфейс. И в результате он тоже попал в большой список исключений, которые должны быть исключены (из списка).
Баба с возу — кобыле легче: как уже было сказано, претендентов на членство в клубе авантажных редакторов осталось всего двое — Komodo Edit и Geany
Как пишут разработчики (до некоторого времени — канадская фирма ActiveState, хотя уже давно этим занимается комьюнити), Komodo Edit — отличный редактор для того, кто ищет что-то мощное, но простое. Проработав в этом редакторе не один год, подтверждаю: и первое, и второе утверждение соответствуют действительности. Что и постарался проиллюстрировать в цикле статей на Блогосайте. Редактор этот не привязан ни к какому DE, но интерфейс его основан на Gtk2, каковой и фигурирует в его зависимостях.
Редактор Geany — также Gtk-приложение, текущая его версия (1.38.0) основана на Gtk3, и разговоров о переходе на Gtk4 вроде пока нет. О Geany автор этих строк тоже насочинял немало, основываясь на более чем десятилетнем стаже работы с ним.
По двум последним ссылкам на материалы Блогосайта можно представить себе возможности обоих редакторов — повторять их я не буду. Но букафф там много. Поэтому специально для ленивых резюмирую: редакторы Komodo Edit и Geany примерно одинаковы по своему базовому функционалу и расширенным возможностям, а также удовлетворяют всем поминаемым выше критериям авантажности — правда, в награду за лень, мне опять же придётся верить, аки (в меру) святому писанию.
Так что именно с двумя этими редакторами, Komodo Edit и Geany, придётся сравнивать современный Kate в мере их авантажности…