Истории про KDE и MX Linux. Часть 2: подготовка к реальности

Содержание
  1. Подготовка установочного носителя
  2. Дорога к «жизни»
  3. Впервые в «жизни»
    1. Настройки в Live-режиме: зачем?
    2. Экспресс-настройки: начали!
    3. Экспресс-настройки: начали!
    4. Про обои
    5. Про шрифты
    6. Про клаву
  4. Инструменты документирования установки
    1. Про инструменты вообще
    2. Про KWrite: тексты документации
    3. Про иллюстрации
  5. Про сохранение Live-настроек

Первая часть Историй про KDE и MX Linux была посвящена вопросам выбора десктопа и дистрибутива, на котором он базируется. И выбор KDE в качестве рабочего окружения повлёк за собой привлечение в качестве базиса KDE-редакции диcтрибутива MX Linux. Зачем последовал призыв претворить этот выбор в реальность. Исполнение призыва и составит содержание второй части Истори про KDE и MX Linux.

Однако оказалось, что претворение выбора в реальность — многоэтапный процесс, включающий в себя: а) подготовку установочного носителя, б) подготовительные действия в Live-режиме, в) собственно установку системы-базиса вместе с рабочим окружением (в нашем случае дистрибутива MX Linux в его KDE-ипостаси), постинсталляционное конфигурирование и перекомплектацию пакетов (удаление лишних и доустановку необходимых). Во 2-й части наших Историй речь пойдёт обо всём, что предшествовало инсталляции. Её саму, как и пост-инсталляционные действия, мы с Мануалом решили отложить до части 3-й.

Подготовка установочного носителя

Как нетрудно догадаться, подготовка установочного носителя — первой на очереди, коль скоро мы предполагаем установку в реале. А для этого перво-наперво надо получить его образ (так называемый образ в стандарте ISO 9660, или просто iso-образ). В качестве установочного образа нашей будущей системы могут выступать либо релизный MX-21_KDE_x64.iso (2,6 ГБ), либо ежемесячный снапшот, в данный момент мартовский — MX-21_March_KDE.iso (2,5 ГБ). Как уже говорилось, KDE-ипостась MX Linux существует в сборке только для 64-битной архитектуры. Разумные люди, вроде меня, и тем более кот Мануал, знакомство с новым дистрибутивом начинают с установки его в виртуальной машине (в нашем случае это VirtualBox), для чего любого из указанных образов достаточно. Однако для нас с Мануалом MX не был совсем уж незнакомой системой, так что к виртуальной установке мы прибегли чисто для порядка (и для получения части иллюстраций к данной истории). Установка в реале требует, разумеется, чтобы установочный образ был воплощён на некоем установочном носителе, традиционно называемом Live OD («живой» оптический диск). Который в дальнейшем может пригодиться и для ремонтно-восстановительных работ. Хотя нынче необходимость в них возникает редко, но, как известно, неприятности, к которым ты готов, не происходят никогда. Происходят совсем другие неприятности. Не смотря на название, в настоящее время в качестве установочного носителя могут рассматриваться только USB-флешки; оптические носители практически вышли из употребления. Карты же SD или microSD, которые в принципе могут служить установочными носителями, менее универсальны: в настольных машинах соответствующий разъём редок, а ноутбки, в которых он есть всегда, почти никогда с него не могут загрузиться (требуется USB-переходник). Кроме того, подготовка установочной карты абсолютно такая же, как и флешки. Нынче существует множество хороших инструментов для записи iso-образов на флеш-накопители — информация о них регулярно появляется в соответствующем разделе форума Matuntu. Однако мы с Мануалом — ретрограды и консерваторы (очень уж консервы любим). И потому действуем по старинке, с помощью утилиты dd (в этом примере и следующих путь к файлу образа и имя файла целевого устройства следует заменить на свои реалии):

$ sudo dd if=~/Downloads/MX-21_March_KDE.iso of=/dev/sde 

В качестве значения параметра of даётся имя файлв устройства, соответствующего USB-флешке целиком, а не какого-то её раздела, буде таковой имеется. И нужно помнить, что вся информация на такой флешке после записи образа исчезнет. Приведённую команду можно сопроводить такими обциями: bs=8M и status=progress. Обе они не обязательны. Но без первой (bs — размер единовременно записываемого блока, в примере — в мегабайтах) запись образа будет происходить умолчальными блоками 512 байт, что медленно и печально). А без второй опции не будет отображаться процесс копирования, Это вполне можно пережить, тем более что им создаётся лишнее мельтешение на экране. Второй способ копирования образа — самая обычная команда cp в современной её ипостаси, с именем файла образа в качестве источника и файла будущего установочного носителя в качестве цели:

$ sudo cp ~/Downloads/MX-21_March_KDE.iso /dev/sde

К целевому носителю команды cp относится всё, сказанное про таковой команды dd — это должно быть имя файла устройства целиком, и вся информация на нём после записи будет утрачена безвозвратно. Оба способа не зависят ни от дистрибутива, в котором происходит копирование, ни от копируемого образа, и дают неизменно превосходный результат. Однако на этот раз подготовка установочного носителя MX происходила в работающей системе Linux Mint Cinnamon Edition, версия 20.3 una. Там же история эта была описана (в редакторе KWrite) и проиллюстрирована в штатной программе GNOME Screenshot — самом неудобном инструменте этого назначения среди мной виденных. Для разнообразия мы с Мануалом решили воспользоваться входящей в комплект Mint’а любой редакции штатной графической утилитой записи образа на USB-накопитель (USB Image Writer), которая расположена в секции Стандартные главного меню. После её запуска при вставленной флешке возникнет такая панель: Для того, чтобы «процесс пошёл», достаточно нажать кнопку Записать — и процесс действительно пойдёт: До тех пор, пока поверх панели появится сообщение, что образ был записан — и при этом успешно: Записанный на флешку образ требует проверки: на указанном выше сайте Matuntu говорилось, что графические утилиты такого рода корректно срабатывают а) не все, б) не всегда и в) не со всеми образами. Так что результат записи требут проверки. Относительно совместимости (или несовместимости) USB Image Writer (пакет mintstick) с чем бы то ни было я в сети информации не нашёл. Так что оставался метод ползучего эмпиризма — загрузить машину со сделанной описанным образом флешки.

Дорога к «жизни»

История про загрузку MX в Live-режиме, как и предыдущая, про изготовление носителя, сочинялась в системе Linux Mint CE, и также иллюстрировалась средствами последней, в процессе установки MX в виртуальной машине. Хотя затем была выполнена реальная установка, которая и описывается с того момента, как это стало возможным. Для начала в подходящий порт нашего десктопа была воткнута флешка. В BIOS’е машины, в которой используется Legacy, обеспечивается единоразовый старт с флешки. После чего наблюдается достаточно стандартное, на первый взгляд, меню загрузчика Syslinux: В этом меню клавишей F2 можно сразу переключиться на русский язык. А также явным образом задать разрешение консоли — точнее, плотность символов, например, 800×600: На шрифте виртуальнх консолей системы после её установки это никак не отразится — но он будет впредь отображаться в меню её загручика, то есть GRUB’а. После этого этого остаётся только начать загрузку, нажав Enter на первом пункте. Однако особенность начального загрузчика MX в том, что в системе их два — и при запуске со сменного носителя Syslinux можно сменить на GRUB — тот, который раньше назывался GRUB 2 (и который станет загрузчиком установленной системы):: В режиме GRUB также можно выбрать русский язык — правда, для этого придётся пролистать длиннющий их список: Но зато одновременно будут установлены русская раскладка клавиатуры (в дополнение к американской английской) и часовой пояс Europe/Moscow — как будто на Руси других нету: Впрочем, русскую раскладку клавиатуры и часовой пояс можно будет, как мы увидим в дальнейшем, легко изменить в уже установленной системе, как в KDE (его средствами), так и в консоли (средствами дистрибутивов Deb based). Больше в загрузчике делать нечего. Поэтому возвращаемся в главное меню загрузчика (того или иного), следим за положением курсора на умолчальном (то есть первом) пункте и нажимаем Enter. Сначала мелькают строки загрузки ядра etc., затем появляется сплэш-картинка — это начинается загрузка графического режима: Финал загрузки — перед нами предстаёт рабочий стол KDE: Он выглядит так, как это было задумано разработчиками MX. И как будет выглядеть ваш рабочий стол после первого запуска. Но — но надеюсь, что только после первого: потому что разработчики MX предоставили заинтересованным лицам достаточно средств для индивидуализации системы. Разумеется, на базе KDE — эта среда, как никакая другая, к индивидуализации располагает. Впрочем, это будет темой совсем-совсем другой Истории.

Впервые в «жизни»

Первый случай потренироваться на кошечках в индивидуализации системы предоставляется уже в Live-режиме, Причём, как и на кошечках, — без всякого вреда и опасности для себя и системы. А, как будет показано в последней истории 2-ой части, возможно, что даже не без пользы.

Настройки в Live-режиме: зачем?

Впрочем, для нас с Мануалом минимальная настройка Live-среды в любом дистрибутиве — не повод для тренировки, а жизннная необходимость: иначе при умолчальных шрифтах и особенно их кеглей мы имеем шанс не разглядеть ничего от слова вообще. А ныне она усугублялась ещё и тем, что была у меня такая мыслЯ: описать весь процесс установки в Live-режиме, и исключительно его средствами. Однако начнём по порядку.

Экспресс-настройки: начали!

Итак, по умолчанию, сразу после запуска, на рабочем столе KDE вы, дорогие мои болельщики читатели, можете видеть главную управляющую панель вдоль нижнего края экрана, окно приветствия в его центре и три пиктограммы в левом верхнем углу, средняя из которых запускает установщик системы (как это показано на предыдущем скриншоте). Разумеется, первое побуждение каждого уважающего себя линуксоида — именно на этой пиктограмме и щёлкнуть. Или, на худой конец), на надписи Install MX Linux окна приветствия. Чтобы не откладывать дело установки в долгий ящик, а сразу к нему приступить. И, возможно, для большинства применителей MX первое побуждение было бы самым правильным. И им все истории, предшествующие собственно инсталляции, можно пропустить.

Экспресс-настройки: начали!

Однако есть и такие (а мы с котом Мануалом в их числе), кто согласен с товарищем Сааховым, что торопиться не надо: мы должны получить полноценную рабочую среду. А для этого потребуются некоторых действий по её предварительной настройке. Им и посвящены будут ближайшие Истории — сразу предупреждаю, что с сильным налётом субъективизма. Как это принято, у нас в Бразилии , подозреваю, у них тоже.

Про обои

И первым из таких действий будет — избавиться от умолчальных обоев рабочего стола, Не в обиду майнтайнерам MX будь сказано, но тому есть две причины: во-первых, мы с Мануалом цветов не пьём, а во-вторых, от данных цветов несколько рябит в глазах. Обои заменяются через соответствующий пункт контекстного меню по ПКМ на рабочем столе: Переболев дурной болезнью украшателства рабочего стола и подбором коллекций обоев, последнее время я обычно обхожусь просто тёмно-серым фоном, Однако в подборке обоев MX обнаружилась картинка с подходящим фоном и однозначным идентификатором дистрибутива в виде логотипа проекта MX: Последнее для нас с Мануалом важно: на десктопе у нас обычно не меньше двух-трёх систем, по возможности унифицированных с точки зрения интерфейсов и приложений. Так что неплохо различать их с первого взгляда.

Про шрифты

Вот и подошло время установок интерфейсных шрифтов, или хотя бы их кеглей: те, что прописаны по умолчанию, и я, и Мануал способны разглядеть, только уткнувшись носами в экран. Делается это, как и почти все настройки KDE, через центр управления системой, в локализованных версиях среды он обычно именуется Параметры системы. Пиктограмму её запуска майнтайнеры MX предусмотрительно поместили на управляющей панели крайней слева — даже мы с Мануалом находим её без труда: Кнопка эта вызывает окно параметров системы. В первой его секции, именуемой Внешний вид, находим пункт с ожидаемым названием Шрифты. Где имеется кнопка Изменить все шрифты, которая позволяет сделать это в один приём, С гарнитурами и шрифтоначертаниями мы пока заморачиваться не будем, ограничившись только изменением кегля: Лишь моноширинный шрифт, используемый в терминалах и текстовых редакторах, потребует индивидуальной настройки. Но и этим мы займёмся со временем, в более иной Истории, посвящённой настройкам KDE вообще.

Про клаву

Нет, это не про ту Клаву, с которой, согласно старому анекдоту, было хорошо. А про клавиатуру, её раскладки и их переключатели: без той клавы, если она настроена неправильно, реально плохо. А для профессиональных гиен… некогда пера, а ныне — клавиатуры (таким гиеном до недавнего времени был автор этих строк), так просто никак. У читателя может возникнуть вопрос: почему? И чем это мешает жить в Live-режиме, главная задача которого — обеспечить скорейшую установку системы? Мне лично это понадобилось для того, чтобы описывать процесс установки системы (в данном случае MX) параллельно с его выполнением. Для чего в Live-режиме имеются все предпосылки:

  • возможность задать, дополнительно к латиницы, ещё и кириллицу, причём с подходящим (для меня) вариантом её, и удобным (опять же для меня, любимого) переключателем раскладок;
  • присутствием «из коробки» двух рабочих столов (что в нынешних системах бывает отнюдь не всегда), на одном из которых запускается инсталлятор, на другом — инструментарий для документации процесса;
  • наличествующий опять же «из коробки» инструментарий для работы с текстом и иллюстрациями настолько удобен, что грех им не воспользоваться.

Стоит ли тратить на это время, если все настройки, сделанные в «живой» системе, в системе инсталлированной пропадут? Для меня опять же — стоит: сочинительская работа предвидится большая (в килобайтах). Работать я люблю в комфорте — для меня это в первую очередь привычные раскладка кириллицы и переключатели между ней и латиницей. А для тех, кто не собирается сочинять новеллы об установке системы, всё сказанное может не иметь значения. Разве что будет просто тренировкой работы в Live-режиме. Однако пора и по сути. Настройка клавиатуры запускается либо через ту же пиктограмму Параметры системы, что и настройка шрифтов, либо ПКМ на индикаторе раскладки в системной трее (по умолчанию подписан как US). Последнее проще: Сим вызывается окно модуля настройки клавиатуры, первая, вкладка которого, умочальная — Оборудование, нас сейчас не интересует (и, скорее всего, не заинтересует никогда). А нужна нам вторая вкладка, которая называется Раскладки. К ней и переходим: На беглый взгляд, тут по умолчанию указано всё, что нужно: и две раскладки (английская американская и русская), указанные в нужном порядке, и альтернативный переключатель между ними (Control+Alt+K), и индикатор текущей раскладки в системном трее (буковками US и RU). Однако и здесь что есть что делать.

Во-первых, индикатор раскладки с кода страны целесообразно переключить на её флаг: если всё-таки обращать на него внимание (а мы скоро увидим, что это не обязательно, но всё же…), то флаг, что американский, что российский, будет гораздо заметней, чем буковки US или RU.

Во-вторых, можно конкретизировать Область переключения раскладки: опция Глобально действует на все открытые (и открываемы) окна и приложения в них. Я предпочитаю определять область как Окно, но кому-то может показаться удобней более иная, из двух оставшихся, опция.

В-третьих и главных, к русской раскладке можно (а по мне так нужно) добавить Вариант. Определение Русская подразумевает вариант winkeys, который принят сейчас в Иксах как уполчальный. И который совпадает с раскладкой ОС Windows, привычный большинству её пользователей — но самый неудобный из всех вариантов русской раскладки, когда-либо созданный прогрессивным человечеством.

Вообще-то вариантов у русской раскладки существует бесчисленное множество, но мой выбор — Русская пишущая машинка (устаревшая):

Обоснование этому будет в Историях по настройке KDE. Пока же замечу только, что раскладка в этом варианте совпадает с раскладкой советских пишущих механических машинок, на которых я более полувека назад приобщался к клавиатурному труду.

А мы успокоимся на основных настройках раскладок, которых у нас две — и, следовательно, они нуждаются в переключателе оных. Это можно сделать прямо здесь (детали, как и зачем, также будут в отдельной теме):

Но пока поступаем просто: переходим на вкладку Дополнительно, находим там пункт Переключение на другую раскладку, разворачиваем его и находим нужный нам способ переключения из числа так называемых немодальных, то есть нециклических. Для нас это: Левая Win на первую раскладку, Правая Win/Menu на раскладку последнюю. Здесь же отмечаем временный переключатель, действующий только пока нажат — им будет правый Control:

Затем отмечаем положение клавиши Compose — она используется для ввода всякого рода типографики, отсутствующей на клавиатурах, типа кавычек-«ёлочек», короткого и длинного тире etc. Её вешаем на правый Alt:

На этом настройку клавиатуры можно считать законченной. А вместе с тем и вообще настройки среды, необходимые не столько для запуска инсталлятора, сколько для документирования хода инсталляции. Так что сначала необходимо сказать несколько слов на эту тему.

Инструменты документирования установки

Часть данных Историй, начиная с появления рабочего стола KDE после первого запуска системы с установочного носителя, и заканчивая сообщением об окончании инсталляции и предложением перезагрузки, была сочинена и проиллюстрирована в Live-режиме. В установленной системе этот материал подвергался только мелким правкам и вставкам.

Про инструменты вообще

Исходно материал был подготовлен, как следует из общего заголовка всех этих Историй, в KDE-редакции дистрибутива MX Linux. Однако почти всё из Истории про документирование применимо к любой Linux-системе, с маленькими поправками на особенности конкретного дистрибутива и его рабочего окружения. Поэтому первый из необходимых инструментов Live-документирования — не софтовый, а «железный». То есть внешний по отношению к «живой» системе носитель информации: иначе «всё, что заработано непосильным трудом» ©, будет безвозвратно потеряно при неизбежном рестарте по окончании инсталляции. У нас с Мануалом в любой из настольных машин уже много-много лет обязательно существует носитель (HDD или, нынче, SDD), на худой конец — раздел оного, предназначенный исключительно для хранения данных. Он является общим для всех установленных систем, где монтируется обычно в /home/data или в ~/data, и доступен из Live-среды любого дистрибутива по щелчку на его имени (label всегда тоже data) в файловом менеджере, иногда с вводом пароля администратора, а иногда и без. В общем случае в качестве такого внешнего носителя можно использовать обычную флешку (или SD-карточку) с файловой системой FAT32 или Ext 2/3/4, они также понимаются в Live-среде практически любого современного дистрибутива, обычно не требуя пароля (как это имеет место быть в MX Linux). Именно на такой независимый носитель записываются результаты документирования — по мере из создания или единовременно, после окончания процесса, копированием из «живой» файловой системы. В последнем случае, впрочем, нужно не забыть это сделать (я часто забывал, за что бывал укоряем котом Мануалом). Кстати сказать, на тот же внешний, по отношению к Live-системе, носитель можно скопировать и конфиги, изменённые в результате настройки среды KDE и её приложений. Правда, я обычно забывал это делать, или, как в данном случае просто поленился. Потому как система конфигов KDE достаточно запутанна, и мне казалось проще и быстрее выполнить заново те немногие настроечные действия, которые были описаны ранее (и те, что будут описаны вскорости). Однако при случае постараюсь это проверить. Результаты документирования представляют собой текст и иллюстрирующие его скриншоты. Или наоборот — скриншоты с сопровождающим их текстом. В любом случае в MX, как уже говорилось, есть прекрасные инструменты и для того, и для другого.

Про KWrite: тексты документации

Тексты следует создавать в текстовом редакторе. Про тех, что использует для этой цели текстовые процессоры, академик Крылов наверняка бы сказал, что они заслуживают четвертования на Дворцовой площади. Обоснование чему будет со временем дано в одной из Историй про работу с текстами. В большинство систем, использующих среду KDE (в том числе и в MX), штатно входит два текстовых редактора: KWrite, считающийся «простым», и «продвинутый» Kate. До недавнего времени я разделял эту точку зрения, являющуюся общепринятой. Не смотря на возражения Мануала, говорившего, что KWrite не так прост, как кажется.

Плотно столкнувшись с этим редактором, я присоединился к мнению Мануала: он более чем подходит для набора текстов в Live-режиме. И если в чём KWrite действительно прост — так это в настройке, что в данном случае является большим плюсом по сравнению с такими «продвинутыми» редакторами, как Kate, Geany и Komodo. Запускается KWrite из секции Служебные главного меню KDE. Настройки же его подробно описаны в Истории по данной выше ссылке. Поэтому здесь я остановлюсь на них лишь кратко. Настройки KWrite, как и всех KDE-приложений¸ вызываются через пункт Настройка его меню, далее обращаясь к подпункту Настроить редактор… И здесь нам толсто намекают, что первое, что надо сделать — это установить подходящий шрифт, потому что печатать вслепую ещё можно, а вот читать написанное — вряд ли. Первой же в списке стоит мифическая гарнитура Monospace: Мифична она тем, что представляет собой не имя реального шрифтового файла — файла с таким именем вы не найдёте в каталоге, где они содержатся (/usr/share/fonts). Нет, это так называемое «подстановочное» имя, и какой настоящей гарнитуре оно соответствует, определяется так:

$ fc-match mono

В MX, как и почти во всех современных дистрибутивах Linux, ответ на неё будет таков:

DejaVuSansMono.ttf: "DejaVu Sans Mono" "Book"

Что же, на стадии установки нас такая гарнитура вполне устраивает и в терминальных окнах, и в текстовых редакторах. До больших шрифтовых разборок, дело до которых дойдёт ещё не скоро. Забегая вперёд, отмечу, что и остальные «подстановочные» имена, которые при настройке KDE и приложений фигурируют в списке шрифтов на первых позициях (Sans Serif и Serif), определяются аналогично:

$ fc-match serif && fc-match sans 
DejaVuSerif.ttf: "DejaVu Serif" "Book"
DejaVuSans.ttf: "DejaVu Sans" "Book"

Однако в данный момент нас интересуют только шрифты рабочей области KWrite. Где, как и во всех текстовых редакторах (в отличие от «текстовых процессоров»), традиционно используется только семейство гарнитур Monospace. Если внимательно присмотреться к предыдущему скриншоту, можно даже увидеть боксик Показывать только моноширинные шрифты… Однако настоящие шрифтовые разборки у нас впереди, и будут в другом цикле Историй. Мы же вернёмся к Live-настройкам KWrite. После установки читабельного (для себя, любимого) шрифта их можно и закончить — всё остальное не обязательно. Хотя и создаёт дополнительный комфорт. А поскольку в голову пришла одна мысль, которой поделюсь в заключительной Истории 2-й части, то продолжу базар за настройки. На вкладке Шрифты больше делать нечего, переходим на вкладку Главное. А главным является — проследить, чтобы обязательно были включены опции Динамический перенос строк (иначе строки будут либо бесконечными, либо рваными) и Показать счётчик слов и символов — другого способа контролировать объём сочинённого в KWrite нет. Зато этот — очень удобный. Прочие опции этой вкладки применитель должен перепробовать сам, и решить, нужны ли они ему. Либо, не обращая на них внимания, оставить всё по умолчанию: И перейти на вкладку Границы. Где я слежу за отключением опций Предварительный просмотр текста в полосе прокрутки и Мини-карта я полосе прокрутки, за их полной (для меня, по крайней мере) бесполезности, ибо ничего предварительного я там не вижу. Лишними для моих, мирно-сочинительских целей, видятся и опции Полоса сворачивания блоков и Предварительный просмотр свёрнутого кода. Ибо не код я пишу, беллетристику сочиняю. Наконец, сортировка закладок по позиции (в тексте), ИМХО, гораздо полезней, чем по времени создания. Вкладку про цветовые схемы сейчас пропускаем, ибо отказываться от умолчальной (как на всех скришотах этой Истории), я причин не вижу. То, что вывороточная схема (черный фон, бэлый букв) полезней для глаз, чем обычная (свэтлый фон, чёрный букв), полагаю очередной легендой (не смотря на своё зрение). Да и Мануал, у которого, как у старого кота, зрение не лучше, со мной согласен. В секции Редактирование на первой же её закладке важно включить опцию Автоматически вставлять закрывающую скобку, её действие распространяется не только на обычные круглые скобки, но также на квадратные и фигурные: О прочих закладках этой секции сказать нечего. Как и о секции Открытие и сохранение — к ним обоим мы вернёмся уже при настройках инсталлированной системы. А пока, памятуя о ранее пришедшей мысли, завершим создание комфортной обстановки для редактирования настройкой панели инструментов. Доступ к настройкам панели получаем по ПКМ на ней же. И через это меню сначала устанавливаем положение текст, например, Только значки: Затем определяемся с размером пиктограмм — Очень большой будет самым подходящим для нас с Мануалом, двух полуслепых стариков: А поскольку высматривать эти самые пиктограммы им приходилось на свеобычном нынче «длинном» мониторе, то и ориентировка панели инструментом напрашивалась вертикальной: В результате всех описанных действий по настройке KWrite приобрёл следующий вид: Обращаю внимание, что вертикально ориентированная инструментальная панель пренепременнейше должна быть расположена вдоль левой стороны окна KWrite, Почему — страшная военная тайна. Но многотерпеливым моим читателям я её открою (по предъявлении справки о соответствующей форме допуска, разумеется). И случится это, когда Истории про редакторы дойдут до Kate. А пока у читателя вполне может возникнуть три вопроса: откуда берутся иконки на инструментальной панели, как среди них ориентироваться при отказе от подписей и почему они выглядят именно так, а не как по умолчанию. На последний вопрос ответить просто, хотя, возможно, ответ и покажется читателю уклончивым. Я не заскриншотил вид KWrite по умолчанию, но можете поверить мне на слово: это душераздирающее зрелище, от которого так хочется поскорее избавиться (что я и сделал, забыв про скриншот). Но выглядели они так потому, что это установлено было в настройках KDE по умолчанию. И там же меняются, о чем будут отдельные Истории. А чтобы ответить на первый вопрос, нужно вернуться к контекстному меню по ПКМ на инструментальной панели, и обратить внимание на пункт Панели инструментов, о котором раньше не не было речи. Кстати, точно такой же пункт того же содержания есть и в главном меню. В обоих случаях содержание его следующее: И достаточно убогое как в правой части, с текущими действиями, так и в левой, с действиями доступными. Однако надпись Основня панель инструментов, заставляет предполагать, что есть и ещё какой-то набор действий и соответствующих им пиктограмм. И она действительно появляется по щелчку где надо, имя ей — KatePartView (что такое KatePart — вкратце было сказано в первой части Историй про текстовые редакторы): И вот здесь в левой части окна, среди доступных действий, можно видеть полное раздолье для резвёжа: пиктограмм тут — таскай не хочу. Правда, сразу лучше этим не увлекаться: какие иконки реально должны быть всё время под рукой (то есть на глазах), определятся обычно только в ходе практической работы. А место не резиновое, даже на длинном экране и по горизонтали. Так что мы с Мануалом были поначалу очень скромны в отборе иконок, что можно видеть на последнем скриншоте. Без ответа остаётся пока второй вопрос: как ориентироваться среди иконок, лишённых подписей. Во-первых, по их виду. Так, иконки, основным элементом которых является направленная вниз стрелка, обычно связаны с записью редактируемого файла, отвечая действиям типа Сохранить и их разновидностям, вроде Сохранить как. Вот пример на нашей инструментальной панели: А разнонаправленные загогулины обычно соответствуют действиям Undo и Redo (верхняя и нижняя, соответственно): p2_030 Кстати, интуитивной понятностью привязанных действий (в том числе) и отличаются «хорошие» наборы пиктограмм от «плохих». А наборы пиктограмм из тем семейства Papirus, которые по возможности использованы в нашей системе MX, являются, по-моему, «хорошими». Во-вторых, пиктограммы сопровождаются всплывающими подсказками, содержащие которых идентично тем подписям к ним, которые мы не так давно отключили (и которые можно видеть на одном из предшествующих скриншотов). Они появляются только в момент наведения курсора на конкретную пиктограмму и, в отличие о подписей, не занимают места на экране. А в-третьих, на самом деле всё совсем не так, как в действительности. А гораздо проще: если действие пиктограмм не запомнилось сразу при настройке инструментальной панели, то оно отложится в памяти через несколько дней работы. Конечно, если пиктограмм на панели не слишком много. В связи с чем и сформулировался очередной афонаризм:

Не включай больше опций настройки, чем можешь запомнить.

Руководствуясь им (претендующим на звание Энного закона линуксоида). я закругляюсь с KWrite и перехожу к рассмотрению инструментов для создания иллюстраций процесса Live-документирования.

Про иллюстрации

Документирование процесса установки новой системы не сводится к его описанию — неотъемлемой его частью является создание иллюстраций. В качестве таковых выступают снимки экрана, именуемые в народе скриншотами. Это занятие требует соответствующего софта, то есть скриншоттеров. И их у нас есть — в штатный комплект KDE-приложений любого дистрибутива, использующего эту среду, в (почти) обязательном порядке входит скринщоттер под названием Spectacle. Он запускается из секции Служебные главного меню или просто по нажатию клавиши PrintScreen, что вызывает к жизни такое окно:

При настройках по умолчанию в момент запуска программы она делает скриншот текущего экрана целиком. Его можно скопировать в буфер обмена для последующей вставки (например, в сообщение социальной сети). А можно Сохранить — под жутким именем такого облика:Screenshot_20220402_020806.png (имя отражает дату и время съёмки. а суффикс — формат изображения) в каталог по умолчанию, каковым при первом запуске является ~/Picture. Или Сохранить как — под произвольно осмысленным именем в желательный каталог. Опция Сохранить как часто (в частности, в MX) включена по умолчанию. В этом случае изображение может быть записано и в более иных, нежели PNG, форматах: Где обращает на себя внимание, что в списке присутствует формат AVI. Да, дорогие товарищи болельщики читатели, Spectacle (почти) умеет делать не только скриншоты, но и скринкасты. Правда, не сам: а вызывая внешнюю программу-рекордер, которая должна быть установлена заранее. И которой в «живой» сессии MX нет, так что говорить о ней (пока?) не будем. А вообще Spectacle умеет очень много. Чтобы убедиться в этом, достаточно пощёлкать по кнопкам его окна — там всё интуитивно понятно, да к тому же ещё и описано (что немаловажно — по русски). Правда, есть и такие вещи, которые Spectacle в прямую не умеет. Так, у него нет штатной функции для съёмки всплывающих подсказок, выпадающих меню и прочих эфемерных элементова экранного изображения. Подоюной тому, что имеется у Shutter’а, о котором неоднократно рассказывалось.Правда, как можно видеть из иллюстраций к этой Истории, с помощью несложных ухищрений такие штуки обычно снять удаётся. Ещё на некоторых скриншотах можно видеть такие элементы, как текстовые пояснения и стрелки, указывающие на объекты, к которых они относятся. Средств для их создания в Spectacle также не увидеть. Для этого требуется привлечение специализированных программ, таких, как Flameshot или Ksnip. В Live-среде MX их нет, но доустановить их в инсталированную систему труда не составит. Однак в мои сегодняшние задачи не входит рассмотрение всех начичествующих или отсутствующих функций Spectacle, а также описание работы с этой программой. Наша задача сейчас гораздо скромнее — настройка её для целей экспресс-документирования процесса установки. Впрочем, таких необходимых настроек не много. В первой вкладке для разумеющих русскую грамоту всё понятно без комментариев:
Не намного больше интеллектуальных усилия нужно, чтобы вникнуть в смысл опций второй вкладки. Очевидно, что здесь определяется каталог, в который по умолчанию будут складироваться скриншоты (его целесообразно сделать тем же, куда сохраняются и тексты документирования) и маска их имени (совсем не обязательно предложенная — достаточно заголовка материала и счётчика картинок): Те, кому приходилось делать подряд многие десятки, а то и сотни скриншотов, знают, насколько это важно — легко сохранять их где надо и под каким надо именем. Так вот, в Spectacle это сделано хорошо: не нужно лазать в реестроподобный dconf-editor для смены учолчального каталога, после первой записи в отличное от него место оно запоминается (до следующей смены или до конца сеанса), а «счётчик кандров» работает на полном автомате. Наконец, третья, последняя, вкладка содержит список исходно предопределённых горячих клавиш для различных областей съёмки: p2_035 Здесь требуется маленький комментарий. Целесообразно определить хоткеи для съёмки текущего экрана — как видно из скриншота, по умолчанию таковых не имеется. Я чисто волюнтаристически назначил для этого Control+Shift+PrtScr. Что, в частности, позволяет сделать скриншот самого Spectacle: Таким образом у нас образовалось около 30 скриншотов, иллюстрирующим процесс… нет, пока ещё не установки, а настройки системы в Live-режиме. Их хотелось бы просмотреть и, при необходимости, немножко поправить. Для чего тоже есть вполне справный инструмент — вьювер изображений Gwenview, который имеет также некоторые функции редактирования. В него можно попасть непосредственно из Spectacle, нажав экранную кнопку Экспорт: p2_037 Можно вызвать Gwenview щелчком по имени подходящего файла в файловом менеджере. И, разумеется, через главное меню, из секции Графика. В любом случае окно вьювера будет выглядеть примерно так:

Здесь через меню Вид надо следить, чтобы боковая панель была включена, как на скриншоте. Только вместо общих сведений в ней имеет смысл вывести вкладку Операции, нажав одноимённую кнопку внизу панели. Тогда сразу будут ясны возможности редактирования, во-первых, и действия эти будут легко доступны — можно считать это первой настройкой программы:

А собственно настройки программы через соответствующий пункт меню, Настройки —> Настроить Gwenview, настолько тривиальны, что об этом даже смешно говорить. Единственное, о чём тут стоит задуматься — Качество JPEG. По умолчанию оно установлено на 90%, и увеличивать его вроде некуда. А вот уменьшать, пр использовании этого формата (чего мы до сих пор не делали), возможно, иногда имеет смысл ради уменьшения размера файла: p2_040 На этом сердце с настройками всего, что может потребоваться впредь (до завершения «живого» сеанса), и успокоилось. Казалось бы, можно приступать к инсталляции, открыв установщик на первом рабочем столе, и к параллельному документированию процесса, запустив на втором рабочем столе KWrite, например. Ан нет. Ранее я обещал рассказать, как сохранить все описанные выше настройки KDE и приложений а инсталлированной системе.

Про сохранение Live-настроек

Некоторое время назад я поплакался на проблему сохранения настроек Live-среды в установленной системе. Однако, как известно, не только карта слезу любит — любят её и настроечные действия. Так что не успел я горько разрыдаться по этому поводу, как решение проблемы нашлось. Оно лежало на поверхности. И более того, в несколько более иных ситуациях я им нередко пользовался.

Нужно было просто скопировать пользовательский каталог «живой» файловой системы на всё тот же внешний носитель , на который потом будут помещены и материалы нашего документирования, как тексты, так и картинки. Пусть для определённости это будет флешка, фабрично отформатированная в FAT32 — эта файловая система ъоть и чужда нам, но все современные Linux’ы её понимают без всяких яких.

Как нам сообщало Окно приветствия, нашего Live-пользователя зовут demo. И, стало быть, домашний каталог его — /home/demo. Единственное, что надо озаботиться сохранением атрибутов файлов — для пользовательских конфигов это иногда может быть важно, а несомая на флешке отсталая FAT32 обычную файловую атрибутику Linux’а не поддерживает.

Выход простой — архивирование домашнего каталога гуртом — ведь кроме пользовательских конфигов (так называемых dot-файлов), там у нас ничего нет. Если, конечно, мы не скриншотили свои действия туда, куда Spestacle предлагал по умолчанию, то есть в /home/demo/Изображения.

Самый простой способ создания архива — воспользоваться штатным файловым менеджером среды KDE — Dolphin’ом (пиктограмма ео запуска есть в левой части гланой управляющей панели).

Для этого:

переходим в домашний каталог нашего «живого» пользователя (напоминаю — в /home/demo/),

комбинацией Control+H включаем показ скрытых файлов (это те самые пользовательские конфиги, часть их которых была изменена нашими настройками),

комбинацией Control+A выделяем всё содержимое каталога,

из контекстного меню по ПКМ выделяем пункт Упаковать и

выбираем формат компрессированного архива TAR.GZ (как самый быстропакуемый и быстрораспаковываемый, хотя и не рекордсмен по компресии).

После чего в домашнем каталоге появляется файл компрессированного архива (в Linux’а архивация и компрессия — это разные вещи) с у молчальным именем demo.tar.gz.

Теперь втыкаем в свободный USB-разъём флешку с достаточным объёмом свободного места (типичный размер полученного файла будет чуть больше полтора, нр существенно менбше двух гигабайт) и соглашаемся с тем, что её надо подключить (никакого пароля при этом не потребуется):

Теперь открываем флешку в Dolphin’е (там появляются пункты Подключаемый устройства —> Сменный носитель) и копируем на неё архивный файл из /home/demo/. Ну а что с ним делать дальше — поговорим в части 3, после завершения инсталляции и перезагрузки машины.

Описанная процедура, как было сказано, предполагает, что на флешке имеет место быть файловая система FAT32. Если же она раньше была кем-то (интересно, кем?) переформатирована в какую-либо Linux’овую файловую систему, скорее всего, в Ext2 или в Ext4 (а у меня в хозяйстве таких флешек большинство, фабрично отформатированную флешку надо очень поискать в закромах Родины), то всё гораздо проще: можно обойтись без создания архива.

Вызываем эмулятор терминала (в KDE штатно — Konsole), в нём запускаем командой mc имеющийся в Live-среде MX файловый менеджер Midnight Commander (он очень похож на командира Norton’а, если кто о таком ещё помнит), в одной его панели выводим каталог /home/demo, а в другой содержимое воткнутой и поключённой в каталог /media/alv/932E-C2E6 флешки (последовательность цифири и букв — её идентификатор):

Теперь для копирования каталога /home/demo нажимаем клавишу F5. Идея этой истории, последней в части 2, пришла мне в голову во время доводки оной уже в установленной и работающей KDE-редакции MX. Поэтому на скриншотах фигурирует не каталог некоего demo, а домашний каталог меня, любимого.

Так вот, после нажатия клавиши F5 появляется панель с опциями копирования, как включёнными, так и доступными для включения. Здесь нужно обязательно проследить, чтобы был отмечен боксик под названием Сохранять атрибуты. По умолчанию оно (почти) всегда так и есть, однако бережёного бог бережёт (а не бережёного конвой стережёт):

После чего табулятором переходим на пункт Дальше и наблюдаем процесс копирования — его можно даже приостановить, чтобы спокойно сделать скриншот

Хотя времени на снимок будет с избытком — копирование неархивированного каталога займёт существенно больше времени, чем копирование сжатого архива. Почему — сейчас обсуждать не место и не время, но не из-за объёма: в моём случае архив занимал 1,6 ГБ, а каталог суммарно — 2,3 ГБ (я же говорил, что компрессор gzip, которым архив обрабатывался — не чемпион по степени сжатия файлов).

Так что возможно, что перед отправкой на исполнение надо было идти не к пункту Дальше, а к следующему — В фоне, и заниматься другими делами. Хотя это можно делать и без фонового копирования, ибо Linux — не Windows, и его многозадачность всамделишняя.

Я, например, сейчас сочиняю настоящий текст, и не испытываю никакого дискомфорта от того, что в соседнем окне происходит копирование:

Кстати, любознательный читатель, наблюдающий за процессом копирования (а это как текущая вода и горящий огонь — на него можно смотреть бесконечно), если он к тому же имеет хоть минимальные представления об устройстве файловых систем Linux’а, может и сам догадаться, почему пофайловое копирование настолько медленнее копирования одного архива. Даже последнего скриншота для этого может хватить, если немного подумать.

Кстати (точнее, не кстати), на скоростт пофайлового копирования суьъективно влияет и то, что в ходе его могут появляться красные панель с сообщениями, что файл имя рек не может быть создан на целевом носителе. Точнее, не могут, а будут появляться обязательно, если соглашаться с умолчальным предложением Пропустить. что такое безобразие возникло только один раз, нужно сразу перейти на Пропустить всё. И ручаюсь, что от этого вы не потеряете ничего: это служебные пользовательские файлы, которые не только не могут быть скопированы, но и не нужны в инсталлированной системе.

Однако рано или поздно заканчивается всё. И не успел я дописать эту историю, как процесс пофайлового копирования закончился (время, как всегда, засечь забыл). И теперь мы на самом деле готовы к установке системы. Чем мы и займёмся в части 3. А пока

Привет, уркаганы, антракт!
©Владимир Турьянский

Продолжение — после Дня геолога. Ибо

В День геолога подарок
Сочинил я сам себе.
©почти Булат наш, Шалвовичstrong>

В виде второй части Истории про KDE и MX Linux…

Автор: alv

Про себя напишу потом

Добавить комментарий